Оснащению специализированных классов(кружков) на базе общеобразовательных организаций и центров практической подготовки на базе образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в целях реализации образовательных процессов в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем.
Применение дронов позволит дополнить или заменить традиционные бизнес-процессы и решать производственные задачи с большей эффективностью. В 2022-2023 гг. наибольшую популярность БАС имели в энергетике, сельском хозяйстве, транспорте и логистике. Перспективными отраслями в будущем могут стать геодезия и дистанционное зондирование, мониторинг и патрулирование гражданских объектов.
Энергетика: инспектирование состояния ЛЭП, оборудования электросетей и инфраструктуры;
Нефтегазовая отрасль: мониторинг состояния оборудования и нефтегазовой инфраструктуры в труднодоступных или небезопасных для людей местах, отслеживания температурных изменений для выявления утечек и предотвращения аварий;
Строительство: получение полной и оперативной информации о рельефе местности, инспектирование хода строительных работ, составление карт и 3D-моделей для проектирования архитектурных объектов;
Сфера городского управления: создание 3D-моделей исторических памятников для реконструкций, проведение учета муниципального имущества и отслеживание работы коммунальных служб;
Транспорт и логистика: доставка товаров в труднодоступные районы, проведение инвентаризаций на предприятиях;
Сельское хозяйство: сбор данных о проведении мелиорации, состоянии почв, здоровье растений, контролирование посадок и ирригации, обработка полей удобрениями;
Геодезия и дистанционное зондирование: межевание, инвентаризация и кадастровая оценка земельных участков, трехмерное проектирование ГИС, охрана объектов и мониторинг территорий в определенных границах.
По данным Минпромторга, сегодня доля отечественных беспилотников на российском рынке составляет около 24%. В достаточном объеме компании могут выпускать только беспилотники самолетного типа для мониторинга. Существует недостаток мультикоптеров для видеосъемки и аэрофотосъемки, а также специализированных агродронов для разного формата сельскохозяйственных работ: от отслеживания динамики роста урожая до внесения удобрений. К 2030 г. доля российских беспилотников должна достичь 70%, а общее число дронов увеличиться с 12 до 32,5 тысяч экземпляров.
В структуру нацпроекта входят пять федеральных проектов:
● «Стимулирование спроса на отечественные БАС»;
● «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих»;
● «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации БАС»;
● «Кадры для беспилотных авиационных систем»;
● «Фундаментальные и перспективные исследования в сфере БАС».
Федеральные проекты предусматривают разработку и серийное производство отечественных БАС, создание крупных производственных центров, развитие инфраструктуры, включающее строительство аэродромов, вертодромов и дронопортов, а также подготовку кадров для беспилотной авиации. Каждый регион при этом разрабатывает свою программу применения БАС.
Компания «Ростком» стремится продуктивно участвовать в реализации нацпроекта, в частности предлагает комплексное оснащение образовательных учреждений специализированным оборудованием в рамках федерального проекта «Кадры для беспилотных авиационных систем».
Проект предусматривает создание системы непрерывной подготовки специалистов в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотников. Будут созданы учебные модули для внедрения в программы общего, среднего профессионального, дополнительного («Кванториумы» и «Точки роста») и высшего образования. В школах появятся специализированные классы (кружки), а на базе колледжей и техникумов откроются центры практической подготовки. Учебные модули для вузов будут соответствовать требованиям конкретных направлений – сельского хозяйства, безопасности, логистики и др. Кроме того, проект предполагает создание кадрового резерва БАС с вакансиями и информацией о потенциале специалистов области, а также организацию соревнований, профориентационных и навигационных мероприятий.
Специализированные классы и центры практической подготовки – это специально оборудованные помещения для проведения аудиторных, практических занятий и организации полетных зон.
Согласно инфраструктурному листу в специализированные классы подбирается оборудование для освоения базовых навыков работы с БВС: сборки, управления и программирования дронов.
Квадрокоптеры:
● Программируемые учебные квадрокоптеры, массой не более 100 г и воздушной скоростью 20 км/ч;
● Конструкторы спортивных квадрокоптеров, массой не более 500 г и воздушной скоростью не менее 65 км/ч;
● Программируемые учебные наборы квадрокоптеров с возможностью полета в рамках помещения, массой не более 500 г и воздушной скоростью не менее 20 км/ч.
Полетные зоны:
● Основная полетная зона площадью не менее 100-300 кв. м;
● Комплекты трасс для полетов;
● Амортизирующие маты для общей полетной зоны;
● Системы ультразвуковой навигации в помещении, совместимые с БВС;
● Малая полетная зона для тестовых полетов в защищенном пространстве площадью не менее 10-30 кв. м.
В классах устанавливаются симуляторы для автономных полетов, подбираются производительные ноутбуки, десктопные приложения и фотограмметрическое ПО, интерактивные панели, а также 3D-оборудование.
В центры практической подготовки предлагается оборудование для освоения базовых навыков работы с БВС (сборка, управление и программирование беспилотников) в контексте вариативных отраслевых задач.
Квадрокоптеры:
● Агропромышленный БАС с объемом бака для жидкости не менее 10 л и не более 50 л;
● БАС самолетного типа с вариативными целевыми нагрузками, длительностью полета не менее 2 ч. 40 мин., скоростью полета не менее 60 км/ч, массой не более 12 кг;
● БАС квадрокоптерного типа с вариативными целевыми нагрузками, крейсерской скоростью не менее 10 м/с, продолжительностью полета в полной загрузке не менее 40 мин. и массой не менее 1,9 кг;
● БАС самолетного типа с двигателем внутреннего сгорания объемом не менее 35 куб. см, крейсерской скоростью не менее 95 км/ч, временем полета с полезной нагрузкой 2 кг не менее 10 ч.;
● Видеокоптеры для мониторинга и тепловизионной съемки в режиме реального времени со скоростью полета не менее 15 м/с.
Симуляторы и тренажеры:
● Симуляторы для ручных полетов;
● Тренажеры-симуляторы рабочего места беспилотного воздушного судна для двух типов БВС: мультироторного и самолетного (летающее крыло).
Скачать файл: Рабрчая программа курса внеурочной детельности Основы_управления_беспилотными_летательными_аппаратами 68 ч.pdf
Скачать файл: Рабочая программа курса внеурочной детельности Основы_управления_беспилотными_летательными_аппаратами 34 ч.pdf